ФИТОДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА

БИОЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРОПИЧЕСКИХ И СУБТРОПИЧЕСКИХ РАСТЕНИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФИТОДИЗАИНЕ

Современный интерьер, выполняя свое утилитарное назначение и вызывая различные эмоции, должен восприниматься в динамической организации всего внутреннего пространства. Растительная группа активно влияет на характер интерьера: создает оптимальные условия, повышает художественную выразительность всего внутреннего пространства и совершенствует функциональную организацию помещения, например членение функционального пространства.

Исходя из различных размерных особенностей человека и пропорциональных особенностей растительных групп, в интерьере можно выделить метрические и эстетические соответствия между человеком, растением и интерьером. Эти соответствия в своем визуальном взаимодействии с объектами очень близки и их функции переплетаются. Метрическое соответствие характеризуется пропорциональными соотношениями объемно-пространственных проекций человека и размерными характеристиками растительных групп. При проектировании растительной группы необходимо учитывать ее размеры, скорость роста и соотношения, при которых группа едина (одно растение не заглушает другое) и наиболее декоративна, габариты помещения и его функциональное назначение — все это соразмерно с пропорциональными характеристиками человека, чтобы интерьер не был перенасыщен растениями или же растения не растворились в помещении. Соотношения объемных элементов фитокомпозиции — растений, емкостей и вспомогательпых элементов — создают художественно-декоративную композицию, определенную пространственную форму.

Эстетическое соотношение дает эмоциональное удовлетворение от созерцания живой природы и отдых для зрительно-моторного аппарата. Во время работы активизируется моторная сфера и человек утомляется, а это ведет к снижению производительности труда. Растение же своей природной формой, живым листом, цветком, побегом, давая эстетическое наслаждение, может снять, хотя бы частично, это утомление. В. А. Гете говорил о зеленом цвете, что «наш глаз находит в нем действительное удовлетворение». Растение, кроме того, всеми своими физиономическими признаками оказывает воспитательное действие на человека. Эстетические чувства, переживания, художественная культура, чувство близости к живой природе развиваются подсознательно при непосредственном контакте с растительным миром повседневно в производственной или бытовой обстановке.

При подборе растений для композиционного решения и при компоновке группы в объемно-пространственной структуре интерьера необходимо учитывать пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, симметрию и асимметрию, статичность и динамичность, метрический и динамический ритм, контраст, нюанс и цветовые гармонии. Все это вместе создает гармонию интерьера и фитокомпозиции. Эстетическая гармония основывается на эстетических переживаниях и доставляет чувство наслаждения при восприятии растений в единстве с декоративно-художественным оформлением и интерьером в целом. Гармония в фитодизайне — правильное решение функциональных и эстетических задач, т. е. комплексное сочетание этих задач в едином композиционном целом.

Пропорция в создании растительных композиций не тождественна математической пропорции, она является как бы внутренней красотой композиции. В фитодизайне пропорция означает соразмерность, определенное соотношение отдельных растений в композиционной группе. Правильно составленная растительная группа представляет собой пропорционально-гармонический строй, а нарушение пропорционального строя ведет к снижению художественной выразительности. Наиболее подходящими в нашей работе пропорциональными соотношениями являются: модульная система и «золотое сечение».

Масштабность. Пропорция находится в неразрывной связи с масштабностью. Масштабность — относительное соответствие воспринимаемых человеком размеров форм растений и растительных групп размерам человека. В группах, строящихся на геометрических отношениях, самое высокое растение является центром композиции, но, как увидим далее в работе, это не всегда будет так. Существует, как мы считаем, несколько форм масштабных связей:

1. Отношение различных декоративных качеств, связанных с размерами одного растения, к декоративным качествам других растений в группе и, кроме того, различных декоративных качеств одного вида друг к другу. Например, отношение зонтичной кроны и изящных листьев Cyperus alternifolius к крупным орнаментальным листьям Anthurium magnificum.

2. Отношение какого-либо качества предметной среды интерьера к размерам растения — скульптурная группа и вспомогательная растительная группа на фоне белой стены.

3. Отношение размеров растительной группы к размерным характеристикам человека — настольная кабинетная композиция в плошке или ландшафтный фрагмент в контейнере.

Симметрия и асимметрия. Достижению художественного равновесия композиции содействуют симметрия и асимметрия, применяющиеся при композиционном расположении растительных групп в объемно-пространственной структуре интерьеров, в зависимости от реальных точек обзора, связанных с планировкой интерьера. Основное место отводится группам, строящимся на основании закономерностей асимметричной композиции: например, группа, в которой, с одной стороны, находятся крупные древесные и вьющиеся растения, а с другой — почвопокровные.

Метрическая и ритмическая повторности. При компоновке растительных групп и при их расположении в интерьере используются метрическая и ритмическая повторности. Метрический ряд, при котором элементы композиции равномерно чередуются по горизонтали, делится на:

простой — вид повторности, основанный на повторности одного элемента;

сложный — ряды скоординированы с другими элементами;

весьма сложный — в композиции одновременно участвует несколько рядов и элементов метрической повторности.

Ритм — закономерное чередование соизмерных элементов, способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Природное ритмическое начало отчетливо выражено в распределении листьев на стеблях растений. Ритмические ряды образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами, и менее выразительных (пассивных), называемых интервалами. Ритмические ряды могут быть контрастно или нюансно убывающими.

При расположении контейнерных растительных групп вдоль коридоров необходимо использовать два вида контейнеров (длинный низкий и короткий высокий) и четыре вида растительных групп, так как однообразие емкостей и групп оказывает угнетающее действие.

Контраст и нюанс. Резкие различия в декоративных качествах растений представляют конкретные отношения, а слабо выраженные различия — нюансные. Сопоставление большого и малого растения, вьющегося и кустарника, красивоцветущего и декоративно-лиственного — контрастные отношения. Плавные переходы в окраске листа или цветка, в форме едва заметные различия являются в большинстве случаев у одного и того же вида нюансными отношениями. О нюансных и контрастных отношениях можно говорить только при сравнении однородных качеств (цвет, форма, размер).

Ощущение светового комфорта в помещении возникает тогда, когда достигнуто соотношение между уровнем освещенности и цветовой температурой выбранных источников освещения. Падая на цветную поверхность, световой поток претерпевает изменения и отражается уже частично поглощенным. Зеленая поверхность отражает максимум зеленых лучей и небольшую часть желтых, желто-зеленых и голубовато-зеленых. Чем больше зеленых и желтых лучей находится в составе светового потока, тем более яркой и чистой по цветовому тону будет казаться зеленая поверхность листвы, и наоборот, чем меньше совпадают спектр светового потока и спектральная характеристика поверхности, тем более искаженной оказывается цветопередача. Вопросы освещения в интерьерах весьма актуальны, так как естественная освещенность не всегда может являться нормальной для человека, а также для нормального развития растений. Правильно подобранный цвет интерьера в сочетании с растениями имеет большое значение для повышения производительности труда. Кроме того, художественное применение цвета в комплексе с растениями при оформлении интерьеров является элементарным показателем общей культуры современного человека. Увязав цветовое решение интерьера, расположение и цветовую гамму растительной группы, можно составить эстетически приятную для человека комфортную обстановку.

В своем общепринятом делении цвета делятся на:

ахроматические — белые, черные и промежуточные между ними чисто серые цвета. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой;

хроматические — все цвета спектра, а также цвета, отсутствующие в спектре, из всего многообразия цветов человеческий глаз различает около 300. Любой цвет этой группы имеет три основные характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность, каждая из которых имеет свои параметры. Цветовой тон определяется длиной волны. Коэффициент отражения тел с ахроматическим цветом одинаков для всех длин волн, а коэффициент отражения для тел, окрашенных в ахроматические цвета, различен для разных длин волн.

В практике по эмоциональному воздействию все цвета можно условно разделить на теплые — активные, действующие возбуждающе (красные, оранжевые, желтые); холодные — пассивные, оказывающие успокаивающее действие (голубые и синие) и промежуточные — зеленые и фиолетовые. Темно-зеленый цвет листвы отдаляет, а желто-зеленый приближает. Цветовые соотношения необходимо сбалансировать размерами групп, фрагментов, видов растений. Теплые тона следует использовать в хорошо освещенных группах; светло-серый и серебристый — для смягчения контрастности; белый (светло-желтый) может сочетаться со всеми Другими. Вопросы цветовых сочетаний при работе в интерьерах с растениями важны, так как помогают при выборе емкости для растений. Однако растительные группы — это не только элемент декоративно-художественного оформления интерьера, они выполняют функцию информации о реальной природе и вызывают образные ассоциации (каждая группа декоративна и иллюзорна).

В интерьерах широко используется искусственный свет, который изменяет наше цветовосприятие. При применении ламп накаливания с живыми растительными цветами происходят следующие изменения:

— на фоне светлой стены растения с темно-зеленой листвой будут выглядеть темнее, зеленый цвет будет интенсивнее;

— на фоне темной стены светло-зеленый цвет листвы будет выглядеть светлее, мягче;

— зеленый цвет, находясь на фоне своего дополнительного красного, будет выигрывать в насыщенности;

— на фоне зеленой листвы красный цвет выглядит эффектнее, ярче;

— зеленый цвет растительности на фоне хроматического цвета изменяется в сторону дополнительного к цвету фона, и тем сильнее будет контраст, чем ближе светлота фона и объекта;

— цвет листвы, находясь на нейтральном фоне одинакового с мим цвета стены, но большей насыщенности (зеленый — зеленый, коричневый — коричневый), теряет в насыщенности, сереет и вообще исчезает;

— контрастный цветовой эффект группы декоративнолиствен-пых растений на фоне стены или цветок на фоне листвы будет тем сильнее, чем меньше площадь их в соотношении с площадью фона.

Цветовое изменение свидетельствует о том, что, создавая комфортную обстановку в интерьере и вводя в него растительную группу, необходимо учитывать решение интерьера при естественном и искусственном освещении.

Общий облик группы формируется из физиономического облика каждого растения, который в свою очередь слагается из декоративных свойств отдельных элементов растения. Такие качества листа, как форма, цвет, рисунок, расположение на побеге, являются важными декоративными характеристиками для всего растения в целом. Цветовая гамма листа варьирует от светло-желтой (почти белой) до темно-фиолетовой, проходя через все цвета спектра со всевозможными сочетаниями. Своим обилием различных тонов и нюансов окраски листьев декоративнолиственные растения не уступают красивоцветущим, а длительность сохранения эффекта декоративности у них гораздо выше. Именно красочность цветовой гаммы их листьев, динамичность изменения у некоторых видов (кодиеумы, акалифы) сезонности окраски и живописность форм самих растений делают их основными растениями во всех интерьерах растительных групп.

Составляя группу из декоративнолиственных растений, следует применять: монохроматический принцип цветовой гармонии — группа составляется из растений одного цвета, но с различными интенсивностью окраски и рисунком, например группа из двух форм бересклета японского с различной интенсивностью зеленой окраски листа; принцип спектральной близости цвета листьев — группа различных форм того же бересклета японского, но с различной окраской листьев или группа из различных сортов диффенбахии пестрой; принцип подбора растений с разнообразной окраской листьев — группа из различных сортов кодисума пестрого с листьями красной, желтой, зеленой, малиновой, оранжевой и пестрой окраски.

Следует подчеркнуть, что листья тропических и многих субтропических растений не меняют окраски в течение всего года, за исключением молодого прироста в период активного роста.

Строение листовой пластинки кроме эстетического эффекта имеет большое фитогигиеническое значение. Например, в микроклиматических условиях производственного типа интерьера наиболее устойчивы растения с ксероморфной листовой пластинкой — плотные, железистые, несмачивающиеся, матовые; совершенно не пригодные листья нежные, опушенные.

Для простоты совместной работы архитекторов и фитодизайнеров все многообразие форм растительных листовых пластинок мы объединили в несколько групп (положив в основу деления декоративно-морфологические качества):

— с крупным неразрезным листом, с рисунком или без него.

Как солитерные экземпляры, а в группах как основное растение;

— с орнаментальным листом (разрезной, перистый, дырчатый или сложный). В группах как осевое растение, часто при этом заключающее в себе и свойства акцентного растения;

— с ажурным листом (тонкая, нежная, нитевидная листовая пластинка). Как вспомогательное растение для акцентного в группе;

— с крупными суккулентными листьями (листья снабжены задепками, иглами, крючками и др.). Как солитерные экземпляры, а в группах как основное растение, доминирующего значения в «Пустынном» или «Скальном ландшафте»;

— со средними и малыми листьями суккулентного и собственно ксероморфного строения. Вспомогательные растения в труппе;

— с продолговатым, вытянутым листом. Как вспомогательные, большинство видов (гиппеаструмы, агапантусы, гемантусы и другие луковичные), являясь красивоцветущими, в период цветения выполняют роль акцентного растения; с листьями средних размеров округлой и близкой к ней формой, обладающие эффектной расцветкой или формой. Как акцентные в группах;

— с листьями средних размеров округлой, овальной и близкой к ним формой, не обладающие выразительными формой и размером. Вспомогательные;

— с мелкой округлой, продолговатой и другой формой листовой пластинки. Оттеняющие виды в группах и ампельные в солитерном варианте;

— группа, у представителей которой листовая пластинка редуцирована в колючки, иголки и т. п. Имеют самое широкое применение в зависимости от размеров и других декоративных качеств (ствола, ветвей и др.).

Беря за основу декоративное назначение, растения несут па себе следующую нагрузку в группе: основные — виды средних или крупных размеров, наиболее долговечные и экологически пластичные в различных микроклиматических условиях помещений, обладают определенными декоративными качествами — являются скелетом, основой группы; вспомогательные — меньших, чем основные, размеров и играют подчиненную роль при создании группы, как бы наполняют ее; оттеняющие — в данном качестве выступают все почвопокровные, они как бы создают живой зеленый фон для основной группы снизу; акцентные — красивоцветущие и наиболее эффективные декоративнолиствеиные виды, большинство из них очень часто оказываются слабопластичными в экологическом плане видами. Данное деление совершенно не подразумевает использование всех типов в каждой растительной группе. В группах, особенно малых размеров, вполне могут присутствовать лишь основные и акцентные или основные, вспомогательные и акцентные. Горизонтальным фоном в этих случаях будет грунт: темная земля или светлый песок.

Растительные группы необходимо составлять из растений с различными по форме листовыми пластинками, демонстрируя при этом красоту растительных сочетаний в богатстве форм. Однако следует помнить, что ствол, ветви и листья в совокупности образуют крону растения, от которой зависят форма и очертания всей группы. Большинство тропических и субтропических растений легко поддаются стрижке и поэтому крону и всю группу можно искусственно сформировать в желательном направлении. Планируя растительную интерьерную группу, следует учитывать многие специфические особенности строения кроны. Если на растении густо расположены ветви и листья или растение имеет большие широкие листья, то фактура его тяжелая — соответственно и композиция будет иметь массивный вид. Тонкие и редкие побеги,, мягкие или рассеченные листья создают легкую фактуру — следовательно, группа в целом приобретает легкий, грациозный вид.

По декоративным качествам формы кроны виды травянистой и декоративнокустарниковой тропической растительности, используемой в интерьерах, условно разделены на несколько характерных групп: прямоштамбовые, изогнутоштамбовые, бесштамбовые, зонтичные, раскидистые, силуэтные, этажные, колонновидные, плакучие, кустистые, стелющиеся, вьющиеся, ползучие, пальметные, розетчатые, коврово-ампельные, безлиственные (столбчатые, круглые, зубчатые, ампельные). Таким образом, крона растения и декоративные качества отдельных органов (ствол, побег, листья, цветы) создают определенный декоративный облик всей фитокомпозиции или ландшафтного фитофрагмента.

В функционально-структурной среде обитания человека растительная группа может выступать в роли: главного определяющего фактора при композиционном решении интерьера (зимний сад, ландшафтный фрагмент в центре холла, вестибюля); визуальным фоном для произведений монументального или декоративно-художественного искусства (возле бюста, скульптуры, музейной витрины, как обрамление декоративного панно в кабинете, комнате отдыха, холле или для экспонатов на выставке и т. д.); структурным дополнением архитектурно-пространственного решения интерьера (контейнерные интерьерные фитокомпозиции и фитофрагменты в цехах, магазинах, кабинетах, приемных, классах, спальных помещениях детских садов); акцентирующей временной деталью в сменной экспозиции (букеты, аранжировки, праздничные корзины в залах торжественных заседаний и другие приемы сменной экспозиции).

По своему функциональному назначению в помещении и в зависимости от строения кроны и экологической пластичности растения могут быть использованы как:

защитные — наиболее устойчивые древесные, кустарниковые и лианы. Назначение этих растений понятно из названия — сдерживать распространение механической пыли, газов, аэрозолей и других веществ, загрязняющих воздух производственных помещений, способствовать гашению шума и защищать основную растительную группу от вредного воздействия среды;

структурные — виды самых различных жизненных форм, формирующие любую растительную группу. С точки зрения композиции — это основные и вспомогательные растения. В производственных помещениях они могут находиться за защитными растениями;

рекреационные — виды, обладающие высокой фитонцидной активностью, способные летучими выделениями оказывать губительное воздействие на патогенную микрофлору помещений и благотворное воздействие на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы человека;

эффектные — красивоцветущие и самые впечатляющие декоративполиственные, способные вызывать у смотрящего определенные эмоциональные и эстетические чувства и переживания.

Общеизвестно, что созерцание живого, развивающегося растения в единстве с элементами искусства в комфортной обстановке способно активно содействовать полноценному отдыху. Отдых — то ли продолжительный в специализированной комнате, или кратковременный, направленный на снятие зрительного напряжения — это заряд бодрости, дополнительный фактор в преодолении стрессового состояния, в повышении производительности труда на производстве.

По своему эмоциональному воздействию и расположению в интерьере фитозоны представляют собой следующие категории:

равномерного воздействия растительные группы без ярких акцентов, не вызывающие сильного эмоционального действия, преимущественно группы защитных функций;

нарастающего впечатления — растительные группы своим расположением постепенно от группы к группе усиливают эффект декоративности, доводя его до кульминации в каком-либо конкретном центре здания. Например, группы вдоль коридора подводят к залу заседаний, выставочному залу или зимнему саду;

импульсного впечатления — фитогруппы располагаются, чередуясь между собой, и эффект декоративности дает скачкообразное, то нарастающее, то ослабевающее эмоциональное действие;

внезапного впечатления — фитогруппа располагается главным образом в вестибюлях и некоторых холлах перпендикулярно движению и именно так, что эффект декоративности вызывает внезапное эмоциональное действие;

разнофокусного впечатления (многопланового) — объемная растительная группа обозревается с различных фокусных точек и при этом открываются смотрящему разнохарактерные природные фрагменты, эмоциональное впечатление от них все время изменяется. Это зимние сады и крупные ландшафтные фрагменты.

В зависимости от функционального использования в структуре помещения и от размеров среди растительных групп выделяют зимний сад, интерьерные фитокомпозиции, аранжировку и букет.

Зимний сад — новая форма зелеяого строительства, необходимый элемент сегодняшних и особенно завтрашних лечебно-оздоровительных, служебных и отдельных помещений производственного типа интерьера. По своему назначению они бывают двух типов — научные и рекреационные. Рекреационные призваны служить созданию комфортной обстановки на непродолжительное время обеденного перерыва на производстве или иметь направленное оздоровительное назначение в специализированных профилакториях, санаториях, домах отдыха, еще они могут выполнять функцию современного парка культуры под крышей в дворцах культуры и спорта. Зимние сады могут создаваться в помещениях, сооружениях полностью из стекла или комбинированных (стекло-бетон), а также в обычных помещениях, специально для этого не предназначенных. Создаваться они могут на грунте, на полу в стационарных емкостях или в передвижных контейнерах. Композиционно зимний сад состоит из нескольких фитофрагментов, характеризующих какой-либо один или несколько природных ландшафтов. Это могут быть далекие или более или менее близкие по своему ботанико-географическому распределению растительные фрагменты.

Отличительная черта интерьерной фитокомпозиции от зимнего сада состоит в том, что она представляет собой специально созданную композицию одного конкретного завершенного природного ландшафта, его фитофрагмент, не зависящий от размеров.

Ландшафтный фрагмент в стационарном, напольном контейнере. Стационарный напольный контейнер высотой до 60 см выполняется из мрамора, шлифованного туфа, гранитных камней, облицованного глазурованной или метлахской плиткой кирпича и других материалов. Часто стационарные контейнеры опускают ниже уровня пола. Чаще ландшафтные фрагменты выполняются у стены, при этом растительная композиция должна представлять собой единое целое с декоративно-художественным оформлением стены, наиболее часты в этом случае элементы вертикального озеленения из циссусов, филодендронов или фатсгедеры. Значительно реже выполняются ландшафтные фрагменты в виде плоскоорнаментальных композиций с обозрением с четырех сторон: например, лиственный, суккулентный фрагмент, составленный из нескольких растительных групп в стационарных напольных контейнерах.

Интерьерная растительная композиция в передвижном контейнере. Передвижные контейнеры выполняются из различных материалов, чаще всего из прессованной стружечной плиты, фанерованной под цвет мебели или из пластика. Они могут иметь разнообразную форму — круглую, овальную, треугольную, квадратную и т. д. Внутри такой контейнер обшивается пластиком или в него делается вставка из металла. Принципы создания интерьерных растительных композиций несут на себе определенный элемент творчества. Видовой состав растительных групп весьма разнообразен. ( Емкостями могут служить естественные пни и коряги.

Малая настольная композиция. Выполняется главным образом в так называемых плошках, керамических емкостях. Для композиций используются медленно растущие виды или легко поддающиеся формировке. Наиболее перспективны две типовые композиции: для первой растительным материалом служат сорта сенполии фиалкоцветной и виды родов пилея и пеллиония; для второй — малых размеров виды семейств кактусовых и лилейных.

Букет. Аранжировка. Сухой букет. Букет и аранжировка выполняются из различного срезного растительного материала: в букете отдается предпочтение цветам, а в аранжировке используются любые растительные элементы, ветви, листья и некоторые другие вспомогательные элементы не растительного происхождения и в значительно меньшей степени цветы. В качестве емкостей берут керамические, стеклянные, металлические и другие вазы, кроме того, декоративные плетеные корзинки и коряги. Растения устанавливают в нужном положении при помощи всевозможных держателей, наколок и искусственных материалов. К букетам относятся праздничные корзины, ритуальные венки и др. Сухой букет к «оживлению» интерьера имеет косвенное отношение, так как в виде материала в нем используются засушенные различные элементы высших растений.

Каждый географический ландшафт в процессе своего развития отбирал наиболее приспособившиеся к существованию жизненные формы. В результате этой естественной природной деятельности сформировался физиономический облик конкретного фитоландшафта. Нечто подобное происходит в интерьерах, где искусственным путем подбираются виды, наиболее легко приспосабливающиеся к условиям конкретного типа интерьера и наиболее декоративные. Из данных видов формируются фитозоны, оказывающие определенное влияние на весь эстетический облик интерьера в целом. Но не просто сбор декоративных и экологически устойчивых растений, соединенных в одной емкости. Необходимо, чтобы они несли отпечаток естественности, натуральной ботанической правды. Одна из задач фитодизайна — объединение декоративных и экологически пластичных растений в фитокомпозиции, ассоциирующиеся у смотрящего с каким-либо природным ландшафтом и вызывающие у него иллюзию присутствия в данном районе земного шара. Значение таких групп выходит за рамки эмоционально-эстетического воздействия, они несут на себе большое воспитательное значение, так как дают возможность увидеть разнообразие жизненных форм Земли и как бы самому побывать в самых Далеких уголках планеты. Нами составлены 9 основных типов ассоциативных фитокомпозиции:

«Тропический лес». Характерной чертой тропического леса является разнообразие жизненных форм, особенно лиан и эпифитов.

«Скальный ландшафт». Данный тип объединяет в себе высокую декоративность грубого камня и жизнеутверждающую специфичность горной растительности.

«Пустынный ландшафт». Данные растительные группы располагаются в горизонтальной плоскости так, чтобы просматривалось каждое растение — в естественных условиях растения пустынь не терпят густоты.

«Лес умеренной зоны». Житель умеренного пояса тоскует зимой за родными ландшафтами. Поэтому необходимо, используя тропические и субтропические растения, добиваться иллюзии леса умеренной климатической зоны.

«Лесная поляна». В естественных природных условиях глаз человека отдыхает, ускопаивается на мягкой ровной зеленой поверхности. Такие фитоландшафты дают покой и отдых нервной системе человека. В интерьере эти фитокомпозиции характеризуются значительным горизонтальным пространством, покрытым почвопокровными растениями.

«Зеленая стена». По характеру воздействия на зрительно-моторные центры человека группа аналогична предыдущей, но используемое пространство — вертикальная поверхность. Такие группы перспективны для помещений с ограниченной свободной горизонтальной поверхностью. Этот вид фитокомпозиции, благодаря большому объему биомассы, вытянутому как зеленая кулиса, выполняет ряд защитных функций (звукоизоляция, задержание газов и механической пыли).

«Садово-декоративный ландшафт». Целью данной фитокомпозиции является показ исключительной красоты растений во время их цветения. Для этой цели декоративное цветоводство защищенного грунта имеет множество декоративных форм, сортов и видов.

«Болотный ландшафт». В данном типе преобладают растения сем. ароидных и некоторые представители эпифитов из семейств бромелиевых и орхидных. Как вспомогательный элемент оправдано присутствие воды, зажатой между растениями.

«Прибрежный ландшафт». Используются растения в естественных условиях, произрастающие в местах, достаточно обеспеченных влагой. Кроме того, возможно широкое использование настоящих водных растений, полностью погруженных в воду.

Глубокое знание биологии и экологии используемых растений, определенная эстетическая грамотность и фантазия исполнителей способны «оживить» даже самую сложную эргономическую среду. В связи с этим приведенная "Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьера" нацелена на оказание практической помощи при проектировании фитокомпозиции в интерьерах и ландшафтных фрагментов в зимних садах.

 

 

 

 

Электронные книги:
Книги которые нам помогают:

Бальтасар Грасиан
Жан де Лабрюйер
Люк де Клапье де Вовенарг
Артур Шопенгауэр
Басни Эзоп
Библия Новый завет
    Ветхий завет Псалтирь

Орфографический словарь

Карта сайта

 

Книги ONLINE: